Как сделать резиновую бабу

"Забытые" женщины Великой Отечественной войны

]Майскими короткими ночами,

Отгремев закончились бои,

Где же вы теперь, друзья – однополчане,

Боевые спутники мои?

       Однополчанин… Фронтовик…  А где же были однополчанки1, фронтовички2? Что стало с ними после войны? Странный вопрос? Вернулись с фронта и жили как все  - встречались с однополчанами, гордо носили награды и вспоминали, рассказывали о войне. Были почитаемы государством и окружающими их людьми. Но на самом деле всё было не совсем так, вернее, совсем не так.

       В тяжелые для страны 1941-1945 годы на защиту своей Родины встали все – и мужчины, и женщины, и старики, и дети. Каждый внёс вой вклад, приближая День Победы. Кто-то был на фронте, а кто-то – в тылу. По сути, воевали как на передовой, так и в тылу. Тяжесть войны испытали на себе все без исключения. Но в сознании людей  постепенно сформировались два лагеря – тыл и  фронт.  Всем известна фраза «тыловая крыса», которая вмещает в себя все эмоции и претензии фронтовиков. Также известна другая фраза «военно-полевая жена» (ВПЖ), презрительно бросаемая в сторону женщин, воевавших на фронте. При этом, как одни, так и другие «причёсывали всех под одну гребёнку», т.е. не разбирались действительно ли «тыловая крыса» отсиживалась в тылу, сыто ела и жила в своё удовольствие, действительно ли ВПЖ была таковой, а не героически сражалась с врагом.

       В те годы для поддержания боевого духа мужчин, защищавших Родину, как государством, так и писателями формировался образ женщины, верно ожидающей своего мужа с фронта. Один из самых знаменитых литературных образов – стихотворение Константина Симонова «Жди меня»:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди…

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

       А что же женщины, которые воевали наравне с мужчинами? Санитарки, партизанки, лётчицы, зенитчицы, радистки и многие другие? Постепенно, по мере приближения Дня Победы их стали «отодвигать на второй план». Принудительная демобилизация и переход в тыловой лагерь из лагеря фронтового, привели к тому, что обострились и без того непростые взаимоотношения между женщинами этих двух лагерей.

       Если с мужчинами всё более или мене ясно – он воин и должен воевать, защищать страну на фронте, то с женщинами в этом вопросе несколько сложнее. Советских женщин воспитывали в духе готовности быть в строю наравне с мужчинами. Умение стрелять, постоять за себя, быть бдительной, твёрдой, решительной в совокупности со всем известным характером русской женщины:

В игре ее конный не словит,

В беде — не сробеет,— спасет;

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

(Некрасов Н.А)

       И этот русский характер закалился в женщинах, посуровел за годы Великой Отечественной войны. В тылу за отсутствующих мужей, мужчин они взяли всё на себя, работали на производстве,  сохраняли детей, дом, сеяли, пахали. На фронте – воевали наравне с мужчинами. И те, и другие пережили очень многое и стали способны на многое.

       Почему-то в отношении женщин опускается сам факт наличия «синдрома фронтовика», воевавшего человека. Почему? Она женщина, она должна быть мягче и с более гибкой психикой, быстрее и лучше адаптироваться к новым условиям, перестраиваться быстрее? Здесь могу вспомнить рассказ Толстого А.Н. «Гадюка». Он наглядно показывает состояние женщины после того, как она вернулась с фронта и столкнулась с непониманием не воевавших женщин и мужчин. Несправедливые обвинения, унижения и презрение сделали из смелой, твёрдой характером женщины изгоя общества. Как результат – трагедия. Женщина в упор расстреливает «тыловых врагов». На войне она научилась стрелять во врагов, решать проблемы именно так. Не смогла адаптироваться к мирной жизни, не захотела забыть своё боевое прошлое…  Да, это рассказ не про женщину, воевавшую в Великой Отечественной войне. Но образ русской женщины, вернувшейся с фронта в мирную жизнь и мнение о ней не воевавших людей, мало отличается от того, что повторилось в сороковые годы.

       Те женщины, которые всю войну провели в тылу, самоотверженно работали, ждали своих мужей с фронта, отделили себя от тех женщин, которые также самоотверженно воевали. Каждая сторона стала предъявлять другой претензии. Одни – «ты не воевала и не знаешь всех тягот войны, отсиживаясь за моей спиной», другая – «ты спала со всеми нашими мужьями, ты ВПЖ». «Многие фронтовички оказались в этом обществе нежданными гостями, бывшими «военно-полевыми женами», боевые заслуги которых унизительно трансформировались в обывательском восприятии в «половые заслуги»3. Особенно обострённая реакция была в тех случаях, когда муж привозил с фронта новую жену и разводился с первой. Он, живой, но теперь  с другой! Ненависть, которая раньше была направлена на врага (немецкого захватчика), теперь была направлена против своих же - против женщин. Без всякого преувеличения - ситуация грозила выйти из под контроля. Страна, измотанная войной, ко всем остальным проблемам (разгул преступности, беспризорники, огромное количество инвалидов, и т.д.) могла получить ещё одну – внутреннюю войну между женщинами.

       Здесь стоит более подробно остановиться на женской психике как таковой. Вопреки заблуждению многих, женщины могут быть более жестоки и бескомпромиссны, чем мужчины. Женщины способны сохранять в себе в течение многих лет – ненависть, обиду, гнев – на одном эмоционально высоком уровне. Также, женщины в силу своего характера, как правило, никогда не упустят возможность отомстить обидчику и довести начатое до конца, т.е. не остановятся на полпути. В борьбе друг с другом женщины много страшнее и изощрённее, чем мужчины. Добавим к этому четыре года войны, умение воевать, стрелять, умение выносить физические тяготы, «синдром фронтовика»…

       Имея в стране два противоборствующих лагеря женщин, которые при определённых условиях могли начать буквально воевать друг с другом, советским  руководством было принято решение, которое нашло своё отражение в знаменательной речи председателя Президиума Верховного Совета Калинина М.И., в июле 1945 года рекомендовавшего демобилизованным женщинам не хвалиться своими военными заслугами.  В результате чего был достигнут «перевес сил» в сторону женщин тыла, указано направление дальнейшей внутренней политики государства в этом вопросе – формирование мирного быта, возврата женщин к своим естественным женским обязанностям.

       С точки зрения политики и стратегии – это было правильным ходом. Но остаются судьбы, судьбы живых людей! Женщинами, воевавшими на фронте, пожертвовали ради мира внутри страны. Как это часто бывает, в своём стремлении отодвинуть фронтовичек на второй план, переусердствовали. Их отодвинули много дальше,  о них вообще почти позабыли на долгие двадцать лет!

       Они не носили ордена, полученные в боях… Они не рассказывали никому о том, что воевали… Они не ходили на встречи однополчан… Их не чествовали… Их забыли…

       Как это отразилось на психике женщин, которые и без того прошли через тяжелейшие испытания? Героинь войны поголовно сначала незаслуженно обвиняли в том, что они не воевали, а были ВПЖ, затем их заставили молчать о своих подвигах, фронтовом прошлом, а потом совсем забыли о них.

       У нас принято вспоминать о мужчинах, мужчинах-воинах. О том, как им было тяжело вернуться в мирную жизнь. Так насколько же  тяжелее оказалось вернуться в эту жизнь нашим женщинам? Много труднее! И молчание… Забвение на двадцать лет. Только вдумайтесь – все эти два десятилетия никто не поддержал этих женщин ни уважением к их заслугам перед Родиной, ни почестями. Психологической поддержки тоже не было, потому как не до этого было в те времена. Надо было вести войну с Японией, восстанавливать страну, рожать новое поколение советских людей. Многие из женщин умерли, так и не дождавшись «реабилитации» своего военного прошлого.

       И вот, в 1965 году, в брежневское правление «женская» память о войне получила право на жизнь. «Сегодня почти забылся тот факт, что день 8 марта стал нерабочим в 1965 году. Революционный и феминистский, День женской солидарности был «переозначен» к 20-летию победы в Великой Отечественной войне. Отныне в этот день официально чествовали всех советских женщин и женщин-ветеранов войны в благодарность за их «заслуги в деле коммунистического строительства» и «защиты Родины». Тем самым женщины на государственном уровне были включены в мемориальную культуру войны. В этот же период появилось первое основательное исследование, посвященное женщинам в Великой Отечественной войне.»4

        Почему это событие произошло именно при правлении Брежнева Л.И.? Здесь мы имеем сумму факторов. Во-первых, прошло двадцать лет после войны. Произошло много различных событий, сгладивших то, что было пережито в годы войны и в послевоенные годы. Во-вторых, выросло новое поколение, не участвовавшее в войне. В-третьих, два десятилетия унесли часть тех, кто так и не смог примириться, приспособиться к мирной жизни, к заданным новым условиям жизни. И, наконец, ещё одна причина – сам Леонид Ильич Брежнев. Ни для кого не секрет, что он воевал, воевал на фронте. А также, теперь уже не секрет, что у него на фронте была ВПЖ. Но дело даже не в этом – он знал, видел, как самоотверженно воевали женщины. Знал и помнил.

       Итак, о женщинах-фронтовичках вспомнили. О них стало можно говорить во всеуслышание, прославлять, вспоминать их подвиги.

       В результате, советское искусство и в частности советский кинематограф пополнился множеством кинокартин различных жанров, в которых тема женщины на войне была центральной или развивалась параллельно с главной темой.

       Возможно, теперь многим станет ясно в полной мере то, что хотели передать в известных фильмах "Белорусский вокзал" и "Телеграмма".

       Например, меня долгое время удивляло то, что героиня фильма "Белорусский вокзал" медсестра Рая была где-то в стороне. Её все эти годы не приглашали на встречи фронтовиков, не пригласили на похороны однополчанина, её вообще вроде бы и не было в их жизни. Женщина была унижена! Раздавлена! И как велика женская душа - она всех простила. Всех, кто не желал вспоминать о том, что она воевала. О ней забыли даже однополчане! Вспомнили только благодаря одному из них…

       Пересмотрите этот фильм ещё раз. Пересмотрите  уже глядя на судьбу этой женщины, а не на судьбы её однополчан-мужчин. Какая трагедия! Она одинока и позабыта государством, друзьями. И она, всё равно, для всех опора. Она не сломлена. Вот, какой образ женщины показан в этом фильме.

       Другой фильм для детей  - "Телеграмма". Если смотреть его не зная о «женском вопросе», то ускользает глубинный смысл всей кинокартины, то о чём в первую очередь хотел рассказать Ролан Быков - о женщинах, которые воевали! О женщинах, которые скрывали этот факт в своей биографии. Именно об этом фильм! По сюжету  подростки ведут  розыск женщины, знакомясь с теми, кто воевал с ней и её подругой много лет назад. По ходу действия выясняется, что мужчины-фронтовики гордятся своими орденами, они почитаемы, а о тех девушках после войны ничего не известно. Они обе пропали, словно их и не было. Почему? Потому что эти женщины вынуждены были скрывать своё военное прошлое. Даже родная дочь не знала, что её мать воевала! Знаменательна фраза, которую она говорит, обращаясь к дочери: «Я думала, что ты ещё маленькая, поэтому ничего тебе не рассказывала». Девочке уже двенадцать лет! И она маленькая для того, чтобы гордится своей матерью? Нет. Она маленькая, чтобы рассказать ей всё то, во что превратили женщин-фронтовичек в нашей стране.

       И это только два примера из нашего кинематографа.

       С тех пор было снято много кинокартин, документальных передач, написано книг. Было много встреч однополчанок с однополчанами. Женщины гордо носили свои ордена и рассказывали о своём военном прошлом. Женщины-фронтовички перестали быть «фигурой умолчания», «забытыми» женщинами Второй Мировой войны.

              В наше время, когда уже не одно поколение выросло после войны, подвиг женщин, воевавших на фронте во время Великой Отечественной войны почитаем, и воспринимается на одном уровне с подвигом мужчин-фронтовиков. Многие из нас даже не знают о факте умалчивания, забвения и принижения заслуг женщин, воевавших на фронте. А помнить надо! Это были наши бабушки и прабабушки. И они заслуживают того, чтобы о них знали, помнили и не забывали.

Галевская Н.А.

1 В одних словарях слово ОДНОПОЛЧАНКА отсутствует,  в других  словарях оно есть только в мужском роде, а в женском – нет. Словно и не было женщин, воевавших на фронте. При этом есть как литературные произведения, так и статьи со словом ОДНОПОЛЧАНКА.

2 В словарях слово ФРОНТОВИЧКА указывается как присутствующее исключительно в разговорной речи, т.е. оно также – вроде есть, а вроде бы и нет его.

3 Ольга Никонова «Женщины, война и «фигуры умолчания».

4 Там же








Как сделать резиновую бабу

Как сделать резиновую бабу

Как сделать резиновую бабу

Как сделать резиновую бабу

Как сделать резиновую бабу

Похожие новости: