Дизайн раздевалок в детском саду

Значительную часть своей жизни наши дети проводят в детском саду, школе, институте. Важно с самого раннего детства привить им стремление к знаниям, любовь к труду и учебе. При этом в любом возрасте люди стремятся к комфорту, который во многом зависит от окружающей нас мебели.

В окружении школьной мебели наши дети проводят до восьми часов в сутки. От правильно подобранной школьной мебели зависит развитие первоначальных навыков чтения и письма. Необходимо помнить, что учеба проходит в период серьезных изменений в организме человека. Поэтому мебель должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей и не вредить их здоровью.

Поза учеников за партой должна быть удобной, чтобы не нарушать осанку и зрение. Какого бы ни были возраста наши дети, мебель должна быть прочной и устойчивой, и полностью исключать любую возможность травматизма. Соблюдение этих нехитрых правил позволит сделать учебный процесс более безопасным для здоровья школьников и повысить эффективность обучения.

Стол – это неотъемлемый предмет каждого интерьера, в том числе и любого учебного заведения. За ним мы проводим большую часть нашего времени: готовим, кушаем, учимся, работаем, встречаем гостей, даже в машинах, поездах и самолетах без столов Мы не обходимся. Мы - это цивилизованное человечество. Порой Мы не задумываемся, а СТОЛ, как и все другое, имеет свою историю.

Возникновение в Египте.

Первые столы появились в далеком прошлом в Древнем Египте, при этом сразу же ввелась классификация данного предмета. Существовали обеденные и рабочие столы. Они отличались как внешним видом, так и материалом, из которого были сделаны:

  • рабочий стол представлял собой небольшого размера дощечку со складными ножками. Его было удобно носить с собой и использовать в любых удобных местах;
  • обеденный стол – это массивная плита из обтесанного камня. Стоял он на одной широкой ножке. Раскопки показывают, что форма у данного предмета больше напоминала круг. С чем это связано, ученые спорят до сих пор. Многие утверждают, что с культом поклонения Богу Солнца Ра.

Именно египтянам мы обязаны столь важным и необходимым в быту предметом. Довольно долго стол не претерпевал трансформаций. Но со временем, в том же Древнем Египте, стали появляться изделия с прямоугольной столешницей, которые опирались уже на три ножки.

В начале школьного пути ученики постигают такие предметы, как чтение, письмо, математику, естествознание. Потом, при переходе на среднюю ступень образования, содержание обучения меняется, начинается углубленное изучение дисциплин. Большинство школьных кабинетов – кабинеты литературы, русского языка, математики, истории, обществознания, права, географии не требуют специального оборудования и оснащения.

Практически всегда это стандартный набор мебели: школьные парты, ученические стулья, школьная доска, шкафы для пособий, учебников. Однако специализированные кабинеты (физики, химии, технологии, информатики, черчения) должны быть оснащены специальной мебелью, без которой невозможно эффективное изучение данных дисциплин. Мебель в специализированных кабинетах должна быть функциональной, удобной, а главное – безопасной для здоровья учеников и учителя. Специализированная школьная мебель здесь представлена в широком ассортименте.

Немаловажное значение в рациональной организации пространства кабинетов имеют шкафы, тумбы, стеллажи. Существуют шкафы для хранения дидактических материалов, выставочные шкафы, шкафы для одежды. Для демонстрации наглядных пособий и выставки разнообразных поделок могут служить шкафы-стеллажи, а для длительного хранения экспонатов (чучел птиц, животных, химических и физических моделей) – шкафы со стеклом. Дидактический материал, пособия, комплекты учебников обычно хранятся в полуоткрытых и закрытых шкафах. Тумбы используются в кабинетах с различной техникой, на них устанавливается аппаратура. Нередко тумбы устанавливаются в столах, которые имеют большую нишу под столешницей.

Итак, мебель в специализированных кабинетах имеет особое расположение и компоновку. Помимо шкафов, стеллажей и тумб для хранения химических и физических приборов, растворов, кислот, легковоспламеняющихся веществ, кабинеты оборудованы мебелью для демонстраций опытов и проведения лабораторных и практических работ. Так, в кабинетах физики и химии должны быть установлены демонстрационные столы, на которых можно свободно расположить все необходимые приборы, с помощью которых преподаватель показывает опыты и эксперименты. Кабинеты черчения должны быть оборудованы специальными столами с наклонной поверхностью для удобства расположения и начертания, рисования.

Незисимо от вида школьной мебели, она в первую очередь должна соответствовать всем мерам экологичности и безопасности. Так, главные условия, допускающие использование мебели в учебном процессе звучат следующим образом:

- экологическая благонадежность и гигиеничность. Школьная парта, ученический стул, учительские столы должны быть произведены только из натуральных материалов, а качество скрепления конструкции должно быть утверждено специальными патентами.

- не токсичность. Разные виды краски способны отравлять школьников во время учебного процесса, просто испаряясь с поверхности парты. Поэтому, лицензированные варианты мебели для школьников всегда предусматривают обработку не токсичным покрытием (пластик, меламин или МДФ), которое является безопасным для детского здоровья.

- не горючесть. Данное условие чрезвычайно важное в учебном процессе. Огнестойкое покрытие парты способно уберечь здоровье детей, ведь ситуации в школе возникают разные.

- устойчивость. Школьная парта должна быть устойчивой и иметь свойство выдерживать разные механические и химические нагрузки. ударопрочность. В последствие разных ситуаций (перемещения и т.д.) учебные парты могут подвергаться не только тяжелым нагрузкам, но и ударам.

- ударопрочность – это одно из свойств, которое поможет сохранить парту в хорошем состоянии на долгие годы.

- эстетический вид. Парта должна быть не только качественной, но и эстетически оформленной. Ведь, как известно, красота и удобство являются прямыми источниками вдохновения. Хорошее место является источником работоспособности.

- легкость очистки. Пыль, грязь, жирные выделения, чернило, и другие загрязнения способны испортить внешний вид парты. Очень хорошо, если школьная мебель легко поддается очищению и после недолгой процедуры, опять может порадовать учащихся своей красотой и комфортностью.

Считается, что предшественником/родоначальником ученической парты был поставец, за которым писали в эпоху Возрождения. Уже тогда крышка его осознанно фиксировалась наклонно, чтобы было удобно положить локоть. На смену поставцам пришли секретеры, конторки, письменные столы, дополнявшиеся стульями и скамейками. Из них и родилась школьная мебель.

Уже в середине XIX века медики стали бить тревогу: учеба явно портила здоровье детей! Причиной тому было нарушение осанки во время длительного сидения на скамейке за неудобным столом. Снизить негативное влияние возможно, лишь подобрав мебель по росту ученика. К концу столетия российский врач Федор Эрисман разработал проект парты, по размеру и конструкции соответствующей всем требованиям. Она по сей день демонстрируется на выставке в Брюсселе как образец оптимальной ученической мебели.

В начале XX века эрисмановскую парту усовершенствовали, сделав откидную крышку. Так ученикам было гораздо удобнее выходить из-за стола. Существовали также модели, где отодвигалось сиденье. Но они не настолько идеально отвечают требованиям ортопедов.

Наилучшим вариантом уже тогда считался индивидуальный одноместный комплект, соответствующий росту ученика. Но оснащать все классы такими партами было неудобно и чересчур дорого. Поэтому основной школьной мебелью стали двухместные парты.

В дореволюционных гимназиях они использовались 7 размеров, с возможностью дополнительной регулировки под рост учащегося. Тем не менее, мальчиков и девочек в классы старались набирать примерно одного роста.

Постепенно эта «дискриминация» ушла в прошлое, парты «уравняли». В школах Советского Союза долгое время почти повсеместно стояли одинаковые парты с фиксированной скамейкой и откидывающейся крышкой на петлях. К сожалению, они были одинаково неудобны как в первом классе, так и в десятом: то велики, то малы. Результат этого был, увы, плачевен. В 80-е годы на смену громоздким старым партам пришли легкие столы и стулья на металлических ножках. Но и эти комплекты обладали множеством недостатков.

Сегодня каждая школа оснащается по мере собственных возможностей, и мебель может быть очень разной. Для домашних же занятий родители могут самостоятельно приобрести индивидуальную мебель для своего чада, идеально ему подходящую.

Область применения школьной мебели, школьных парт, ученических столов, стульев для школьников:

- общеобразовательная школа;

- лицей;

- гимназия;

- прогимназия;

- учебно-воспитательный комплекс;

- колледж;

- техникум;

- вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;

- учебный центр;

- центр образования;

- автошкола;

- школа-интернат;

- военное училище;

- кадетская школа, кадетский корпус;

- санаторно-лесная школа;
- санаторная школа-интернат;

- детский дом;
- детский дом-школа;

- профессионально-техническое училище;

- профессиональное училище (строительное, швейное, сельское и т. п.);
- профессиональный лицей (технический, коммерческий и т. п.);
- учебно-курсовой комбинат (пункт);

- учебно-производственный центр;

- техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.);

- вечернее (сменное) профессиональное училище;

- музыкальная школа;

- изостудия;

- ВУЗ;

- институт;

- университет;

- академия;

- дворец детского (юношеского) творчества;

- дворец пионеров;

- станции юного натуралиста;

- станции юного туриста;

- детская школа искусств;

- учреждения дополнительного образования взрослых;

- институт повышения квалификации;

- духовная семинария;

- духовное училище;

- воскресная школа.

В статье рассматриваются требования и критерии, тенденции развития промышленного производства школьной мебели, а также проблемы, с которыми сталкивается каждый руководитель при ее приобретении.

Производство учебной мебели -— это важный и высокотехнологичный процесс, доступный только предприятию с мебельной специализацией. Надежность, долговечность, износостойкость, травмобезопасность, современный дизайн — эти качества достигаются только при использовании современных технологий и технологического оборудования класса — «профессионал», отвечающего лучшим мировым стандартам.

На сегодняшний день основным нормативным документом, регламентирующим требования к учебной мебели является пересмотренный и обновленный — ГОСТ 22046-02 «Мебель для учебных заведений. Технические условия», вступивший в силу с 1 июля 2003 года. Кроме этого, типы, функциональные размеры и требования к учебной мебели определены в следующих ГОСТах: ГОСТ 5994 — 93 Парты.

Таблица ГОСТов на школьную мебель. Типы и функциональные размеры

ГОСТ Описание ГОСТ 18607 – 93 Столы демонстрационные. Типы и функциональные размеры. ГОСТ 18313 – 93 Столы для учителя. Типы и функциональные размеры. ГОСТ 22361 – 95 Подставки для технических средств обучения. Типы и функциональные размеры. ГОСТ 20064 – 86 Доски классные. Общие технические требования. ГОСТ 22359 – 95 Стулья для актовых залов. Типы и функциональные размеры. ГОСТ 18666 – 95 Шкафы для учебных пособий. Типы и функциональные размеры. ГОСТ 22360 – 95 Шкафы демонстрационные и лабораторные вытяжные. Типы и функциональные размеры. ГОСТ 20902 – 95 Столы обеденные школьные. Типы и функциональные размеры. ГОСТ 19550 – 93 Столы ученические для кабинетов иностранного языка. Типы и функциональные размеры. ГОСТ 19549 – 93 Столы ученические для черчения и рисования. Типы и функциональные размеры. ГОСТ 18314 – 93 Столы ученические лабораторные. Функциональные размеры. ГОСТ 23381 – 83 Стулья ученические деревянные и на металлическом каркасе. Методы испытаний. ГОСТ 23380 – 83 Столы ученические деревянные и на металлическом каркасе. Методы испытаний. ГОСТ 11016 – 93 Стулья ученические. Типы и функциональные размеры. ГОСТ 11015 – 93 Столы ученические. Типы и функциональные размеры.

Эти документы отражают следующие общие критерии и требования, предъявляемые к учебной мебели:

  • педагогические;
  • санитарно-гигиенические;
  • эргономические
  • производственно-экономические;
  • архитектурно-художественные.

1. Учебная мебель, отвечающая всем выше перечисленным требованиям должна гарантированно сохранять свои функциональные и качественные характеристики в течение длительного срока

эксплуатации:

  • стол ученический - не менее 10 лет,
  • стул ученический - до 5 лет,
  • шкафы для учебных пособий – не менее 20 лет.

2. В основе правильной комплектации школ мебелью является наличие необходимых комплектов ученической мебели по группам в соответствии с фактическим распределением детей (особую важность это имеет в начальной школе). Соответствие номера ростовой группы - росту ребенка и параметрам ученической мебели приведены на рисунке №1. Неправильная посадка ученика вызывает нарушения отраженные на рисунке № 2. Выполнение данных требований обеспечивается приобретением разноростовой мебели в соответствии с приведенной таблицей на рисунке №1 или мебели, регулируемой по высоте.

3. Требования обеспечивающие безопасное нахождение в школе – травмобезопасность учебной мебели.

Травмобезопасность изделий обеспечивается следующими элементами в ее производстве:

  • закругление углов столешниц на всех типах столов,
  • применение в окантовке столешниц пластиковой кромки ABS,
  • использование круглого профиля труб для каркаса стола,
  • использование механизма регулировки опор стола и шкафов по неровности пола,
  • повышенная устойчивость конструкции стола и стула.

4. В целях удобства транспортировки учебная мебель, чаще всего, поступает в разобранном виде. Следует отметить, что сборка мебели является важным этапом производственно – технологического цикла. От качества выполнения этой операции во многом зависит долговечность изделия. Желательно, чтобы сборку изделия производили специалисты.

5. При оснащении мебелью специальных кабинетов, таких как химия, физика, биология, компьютерные и лингафонные классы необходимо использовать специализированную мебель. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил технической безопасности и санитарно - гигиенических норм.

6. Ремонт учебной мебели (при необходимости) должен производится специалистами с сохранением всех качеств изделия, заложенных при производстве предприятием – изготовителем.

В деле улучшения условий обучения важное место занимает вопрос оснащения школ мебелью. Для обеспечения работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у детей и подростков, большое значение имеет использование школьной мебели, соответствующей гигиеническим требованиям.

В процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащихся. Возникают условия, способствующие нарушению осанки, развитию близорукости и ее прогрессированию.

Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели, в первую очередь, касаются ее размеров. Специальными измерениями установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели и их соотношений, при колебании роста детей и подростков в пределах десяти – пятнадцати сантиметров существенно не разнятся. С 1972 года для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 сантиметров. В соответствии с этой шкалой изготовлялись столы, стулья и парты пяти групп – А, Б, В, Г, Д. При пересмотре стандартов на школьную мебель в 1986 году, в связи с разработкой стандартов СЭВ на ученические столы и стулья (СТ СЭВ 5418 – 85, СТ СЭВ 5419 – 85) и введением обучения детей с шестилетнего возраста, была введена новая нумерация ростовых групп (шесть номеров) и цветовая маркировка изделий, соответствующая мировому стандарту ИСО 5970 «Мебель. Столы и стулья для учебных заведений». В 1992 году Государственные стандарты «Мебель школьная. Функциональные размеры» (ГОСТ 11015, ГОСТ 11016, ГОСТ 5994, ГОСТ 18314, ГОСТ 19549, ГОСТ 19550, ГОСТ 22359, ГОСТ 18313, ГОСТ 18607 и др.) были еще раз пересмотрены и подтверждена необходимость шести ростовых номеров. С 1994 года проводится обязательная сертификация школьной мебели.

Маркировка школьной мебели

Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь числовую и цветную маркировки. На нижних поверхностях крышки стола и сиденья стула, на внутренних поверхностях крышки и сидения парты наносится обозначение номера мебели (в числителе) и диапазон роста школьников, для которых мебель предназначена (в знаменателе).

Например:

___2_______ ____4_____

115-130 см 145-160 см

Цветовая маркировка мебели наносится на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы размером не менее 10х15 мм (табл.1) и должна быть видна со стороны прохода между рядами.

Расстановка школьной мебели

Впереди каждого ряда ставят мебель меньших номеров (например, №2), за ним больших номеров (например, №3, №4). Первыми во всех трех (четырех) рядах ставят мебель №1, вторыми №2 или группы А, третьими №3 или группы Б. При необходимости поставить мебель большего номера, ближе к доске, ее следует размещать только в крайних первом или третьем (четвертом) рядах. Рабочие места в учебных кабинетах за первыми или вторыми столами (партами) в любом ряду отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха (разговорная речь воспринимается от 2 до 4 м, а шепотная от 0,5 до 1 м). Школьникам с пониженной остротой зрения отводятся места ближе к окну за первыми столами (партами), где наиболее благоприятные условия освещения естественным светом. При хорошей коррекции остроты зрения очками, школьники могут сидеть в любом ряду. Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.

Номера мебели ГОСТы 11015-93

11016-93

Группа роста, мм

Высота края крышки стола обращенного к ученику, над полом по ГОСТу 11015-93, мм

Высота переднего края сидения над полом по ГОСТу 11016-93, мм

Цвет маркировки ГОСТы: 11015-93, 11016-93, 18314-93, 19549-93, 22359-93, 19550-93, 5994-93

1

1000 - 1150

460

260

Оранжевый

2

1150 - 1300

520

300

Фиолетовый

3

1300 - 1450

580

340

Желтый

4

1450 - 1600

640

380

Красный

5

1600 - 1750

700

420

Зеленый

6

Свыше 1750

760

460

Голубой

Не менее 2-х раз в год школьников, сидящих в крайних первом и третьем (четвертом) рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номеров мебели росту учащихся. Это необходимо для профилактики осанки и зрения. Размеры проходов и расстояния между оборудованием в учебных помещениях в см. устанавливаются следующими:

а – между рядами двухместных столов, не менее 60;

а1 – между рядами одноместных столов, не менее 50;

б – между рядами столов и наружной продольной стеной, не менее 70 ( в зданиях из кирпича и местных материалов, не менее 50);

в – между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль стены, не менее 70 (в зданиях из кирпича, не менее 50);

г – от передней стены с классной доской до передних столов всех рядов при трехрядной и для средних рядов при четырехрядной расстановке двухместных столов 170 – 200, а в лабораториях (при наличии демонстрационного стола, не менее 225);

д – от передней стены с классной доской до первых двухместных столов в крайних рядах при четырехрядной расстановке, не менее 225;

е – от задних столов до задней стены (перегородки), не менее 65, а если стена является наружной, не менее 100;

е1 – от задних столов до шкафов, стоящих вдоль задней стены, не менее 80, а при устройстве входа в учебное помещение со стороны задних столов, не менее 120;

ж – между столами в ряду, не менее 50;

з – между столом учителя и передней стеной, не менее 65;

и – от демонстрационного стола до классной доски, не менее 100;

к – между столом учителя и первым столом учащихся, не менее 50;

у - угол видимости доски (от края доски длиной 3 метра до середины крайнего места учащегося за передним столом) принимается в первых классах и лабораториях, не менее 45 градусов, во втором – четвертом классах 40 градусов, в кабинетах других классов, не менее 35 градусов.

Измерение роста школьников

Рост школьников измеряют в обычной обуви ростомером или специальной рейкой длиной 2м. На одной стороне рейки наносят деления с интервалом 15 см, начиная со 100 см. В промежутках между делениями проставляют номера (группы) мебели. Если используются данные роста школьников, имеющиеся в медицинских картах, то в этом случае к показателю роста прибавляют 2 см на обувь.

Учитель, классный руководитель или заведующий кабинетом, с учетом полученных данных о росте школьников, рассаживает их за парты или столы соответствующего номера (группы). Рекомендуется в каждом учебном помещении рядом с дверью иметь цветную мерную линейку, на которую наносятся соответствующие номерам (группам) мебели цветовые полосы шириной 15 см. Для номеров соответствуют: оранжевая - при высоте 100-115 см от пола, фиолетовая – 115-130 см, желтая – 130-145 см, красная – от 145 до 160 см, зеленая – от 160 до 175 см, голубая – от 175 до 190 см.

Данные о дате измерения роста, номере (группе) мебели, состоянии зрения и слуха школьников заносятся в классный журнал. Каждый школьник должен знать цвет маркировки, соответствующий его росту. Для облегчения рассаживания школьников 1-х – 4-х классов рекомендуется в начале каждого учебного года заполнять лист здоровья. Лист подписывается классным руководителем и школьным врачом, утверждается директором школы и должен являться действенной формой контроля за правильным использованием школьной мебели.

Правильный подбор парт, столов, стульев

Классы и учебные кабинеты должны оборудоваться мебелью двух или трех ростовых групп в соответствии с ростом школьников в разных классах (таблица 2).

Таблица 2. Примерное распределение школьников 1-11 классов по группам роста и номерам мебели, в %

Группа роста, см

Номер (группа) мебели

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

11 кл.

110-150

1

25

115-130

2 : А

75

70

40

130-145

3 : Б

30

60

80

70

35

145-160

4 : В

20

30

65

80

50

30

160-175

5 : Г

20

50

70

80

80

Свыше 175

6 : Д

20

20

При наличии в школе парт и комплектов учебной мебели ( столов и стульев), изготовленных по ГОСТ 5994-79, ГОСТ 11015-77, ГОСТ 11016-77. В первых классах следует расставлять мебель из расчета 80% группы А и 20% группы Б. Распределение школьников по принятым в настоящее время группам роста из года в год меняется мало. Зная число параллелей каждого класса и пользуясь таблицей 2 можно определить примерную потребность школы в мебели разных номеров (групп).

Учебные помещения для школьников начальных классов рекомендуется оборудовать партами по ГОСТ 11015-93 (11015-86) в комплекте со стульями ГОСТ 11016-93 (11016-86). Запрещается использовать в классах и кабинетах табуреты и другую мебель без спинки, а также не соответствующую стандартам на школьную мебель.

Крышка стола должна иметь приспособление для установки ее горизонтально и под углом от 7 до 16 градусов. При необходимости организации занятий в две смены в учебных помещениях, занятых в 1-й и 2-й смене, должны размещаться учащиеся, смежных по возрасту классов, например, 3-е и 4-ые. При этом в помещении, предназначенном для 3-их и 4-ых классов, расставляются 2-3 парты второго номера или группы А, 11-15 - №3 или группы Б и 1-2 - №4 или группы В, что позволит рассадить большинство детей и в 3-ем и в 4-ом классе в соответствии с их ростом.

Таблица 3. Ориентировочное распределение парт двухместных (двухместных комплектов ученических) в начальных классах, в шт.

Номер (группа) мебели

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1-

4/6

-

-

-

2 : (А)

11/14

10/14

7/9

-

3 : (Б)

-

5/6

8/11

12/16

4 : (В)

-

-

-

3/4

Примечания:

  1. В числителе указано количество двухместных парт (комплектов ученических) при наполняемости 30 человек, в знаменателе – 40.
  2. Комплект ученический состоит из стола двухместного и 2-х стульев соответствующих ростовых групп.
  3. При оборудовании учебных помещений одноместными столами количество комплектов удваивается.

Учебные кабинеты для школьников 5 – 11-ых классов оборудуются двухместными комплектами (стол ученический по ГОСТ 11015-93 и два стула ученических по ГОСТ 11016-93). Оборудовать учебные кабинеты мебелью в соответствии с ростом учащихся возможно лишь при наличии раздельных кабинетов для учащихся разных возрастных групп. Поэтому при всех школах необходимо оборудовать учебные кабинеты с учетом возрастного состава школьников, выделяя кабинеты для учащихся 5 – 6-х классов. Это необходимо в связи с особенностями роста и развития 10-11 летних детей и особенно важно для таких предметов, как родной язык, литература, математика, по которым уроки проводятся во все дни недели.

Кроме кабинетов родного языка и литературы, математики, комплектами ученическими двухместными оборудуются кабинеты иностранного языка, истории, географии, методические кабинеты по основам производства. При оборудовании кабинетов физики, химии и биологии используются двухместные ученические лабораторные столы номеров 4, 5 и 6 ГОСТ 18314-93 или групп В, Г, Д по ГОСТ 18314-73, кабинетов изобразительного искусства и черчения специальные одноместные столы номеров 4, 5 по ГОСТ 19549-93 или групп В и Г по ГОСТ 19549-74 в комплекте со стульями для учащихся соответствующих ростовых групп.

Таблица 4. Ориентировочноераспределение ученическихдвухместных комплектов в учебных кабинетах, в %

Номер (группа) мебели

5-6 кл

7-9 кл

6-11 кл

5-11 кл

7-11 кл

10-11 кл

3 : Б

50

-

-

20

-

-

4 : В

50

50

50

40

40

-

5 : Г

-

50

40

30

50

80

6 : Д

-

-

10

10

10

20

Таблица 5. Ориентировочное распределение лабораторных столов и столов для черчения и рисования в комплекте со стульями в учебных кабинетах, в %

Номер (группа) мебели

Кабинет физики

Кабинет химии

Кабинет биологии

Кабинет изобразительного искусства и черчения

4 : В

30

30

50

80

5 : Г

60

60

40

20

6 : Д

10

10

10

-

Рабочая поза школьника и ее формирование

Важно не только обеспечить рабочее место, соответствующее росту школьника, но и приучить его сохранять во время учебных занятий наименее утомительную позу - сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову, ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе. Углы, образуемые голенью и бедром, плечом и предплечьем, должны быть не менее 90 градусов. Размеры и соотношения основных частей ученического стола и стула (парты) устанавливаются на основании специальных антропометрических исследований школьников.

Для определения высоты сидения в качестве величины принята средняя длина голени со стопой в обуви; рассчитывая глубину сиденья, исходят из неполной средней величины длины бедра школьников. Посадка учащихся устойчива и менее утомительна, площадь опоры достаточна, если глубина сиденья предусматривается не менее 2/3 и не более ? длины бедра, а профиль сиденья соответствует форме бедра и ягодиц.

У каждого стула (скамьи) обязательно должна быть профилированная спинка, которая используется школьниками как дополнительная опора. В школьной мебели обязательно должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, сиденья и спинки стула (скамьи). Эти соотношения нормируются величинами дифференции, дистанции сиденья и дистанции спинки.

Расстояние (по вертикали) от края стола, обращенного к ученику до сиденья – дифференция – равно разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника с добавлением 5.0 – 6.0 см. Заниженная или завышенная дифференция вынуждает школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к ассиметрии тела и искривлению позвоночника, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до книги (тетради).

Расстояние (по горизонтали) от края крышки стола до спинки стула (скамьи) – дистанция спинки – оказывается оптимальным, если оно не превышает передне-задний диаметр туловища школьника более чем на 5 см. При завышенной дистанции спинки школьник лишен возможности использовать спинку стула (скамьи) как дополнительную опору: центр тяжести туловища по отношению к точке опоры смещается вперед. При недостаточной дистанции спинки школьник оказывается «зажатым» между крышкой парты и спинкой скамьи : рабочая поза становится неудобной, статическая нагрузка увеличивается, утомление прогрессирует, работоспособность падает.

Расстояние (по горизонтали) между краем крышки стола и краем сиденья – дистанция сиденья (скамьи) – должно быть только отрицательным (не менее 4 и не более 8 см). При нулевой и особенно положительной дистанции школьник, для правильного размещения предплечья на столе, вынужден тянуться вперед: рабочая поза становится неудобной, создаются условия, усугубляющие статическую нагрузку и формирующие утомление.

Воспитывать правильную посадку у школьников необходимо с первых дней посещения школы; для обучения школьников первых классов следует выделить специальный урок. Учитель обращает внимание на подбор мебели, соответствующей росту ученика, по цветовой маркировке одинаковой для стола и стула, демонстрирует таблицу «Правильно сиди при письме». После рассмотрения школьниками таблицы учитель спрашивает, как ученик (ученица) держит голову, руки, как опирается на спинку парты (стула), где находятся ноги; обращает внимание на то, что сидение стула должно заходить за край стола.

Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь. Далее учитель предлагает школьнику сесть за парту (стол), соответствующую его росту так, как это показано на таблице, еще раз объясняет как надо держать голову, плечи, руки и т.д. и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола) и что расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки на столе (парте) лежат свободно: на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол. При письме школьник опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опираясь о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки просит школьников всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости их позу. При чтении и письме, расстояние от глаз до книг (тетрадей) должно быть в пределах 26-35 см.

Таблицу «Правильно сиди при письме» следует поместить в классе, чтобы школьники всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем, школьникам необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, но и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки учитель должен повседневно контролировать правильность позы школьников во время занятий, особенно в течение первых трех-четырех лет обучения в школе, когда у них формируется этот навык. Об этом не следует забывать и в последующие годы обучения.

Таблица 6

Размер

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

Высота сиденья h5

260

300

340

380

420

460

Ширина сиденья В3

250

270

290

320

340

460

Эффективная глубина сиденья t4 (допускаемое отклонение минус 20)

260

290

330

360

380

400

Высота нижнего края спинки над сиденьем h6

120

130

150

160

170

190

Высота верхнего края спинки над сиденьем h7 не более

250

280

310

330

360

400

Высота линии перегиба спинки w не более

160

170

190

200

210

220

Ширина спинки В4 не менее

250

250

250

280

300

320

Радиус изгиба переднего края сиденья R1

20 - 50

Угол наклона сидения б

0 – 4 градуса

Угол наклона спинки В

95 – 106 градусов

Радиус спинки в плане R2 не менее

300

При расстановке изделий школьной мебели или их перемещении максимальная физическая нагрузка на одного учащегося 1-го класса должна составлять 2 кг; на учащегося 2-5-го классов 3 кг; на учащегося 5-9-го классов 6 кг, на учащихся 10-11-х классов – 9 кг для девушек и 15 кг для юношей. Все электрические подводки к лабораторным столам учащихся, столам учителя и демонстрационным столам, как наружные, так и внутренние, должны осуществляться в металлических заземленных трубах или в металлорукавах. Напряжение в розетках на ученических столах, в лабораториях и других учебных помещениях не должно превышать 42 В.

При монтаже сантехнической разводки трубопроводы технологического оборудования должны иметь следующие цветовые маркировки:

А) Холодная вода – зеленая;

Б) Канализация – красно-коричневая.Мебель изготавливаемая по разовым заказам или силами школ для их оборудования, должна соответствовать требованиям действующих на нее государственных стандартов. При изготовлении изделий школьной мебели, на которую государственных стандартов не имеется, рекомендуется руководствоваться «Исходными требованиями на проектирование набора мебели для оборудования учебных и других помещений общеобразовательных школ», разработанных НИИ школьного оборудования и технических средств обучения Академии педагогических наук СССР иЦНИИЭП учебных зданий Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР (М., 1982 г.) и исходными требованиями на школьную мебель (код «шк-95») ИОСО РАО.

Источник: Справочник руководителя образовательного учереждения

Начальная школа, и особенно первый год обучения, как правило, бывает своего рода переломным моментом в жизни ребенка. Юный человечек в начальной школе часто испытывает стресс, и задача родителей — помочь ему если не полностью справиться со стрессом, то хотя бы сгладить этот переходный период.

Когда ребенок идет в первый класс, его физическая и умственная нагрузка резко возрастают. Ежедневная учеба в сочетании с дополнительными занятиями (кружки, секции) — это вам не беззаботные игры дошкольников. Кроме того, меняется социальный статус ребенка, ему приходиться учиться устанавливать контакты с педагогами и сверстниками, быть более ответственным. В результате ребенок в начальной школе находится под значительным давлением.

Адаптация ребенка к школе не проходит за один день и даже за одну неделю. Даже дети, уровень интеллектуального развития которых достаточно высок, зачастую с трудом переносят школьную нагрузку. С первого дня учебы к организму ребенка предъявляются повышенные требования, реакция на которые может выражаться в усталости, раздражительности, плаксивости, нарушениях сна, головных болях.

А проблемы с учебой могут привести к трудностям психологического характера, к примеру, отрицательному отношению к учебе и учителям, неправильному представлению о своих возможностях и способностях (проблемам с самооценкой), даже к чувству страха перед школой.

Таким образом, ребенок в начальной школе испытывает так называемый «школьный стресс» (ученые еще называют его «школьным шоком» или «адаптационной болезнью»). Усугубляется ситуация тем, что начало обучения в школе обычно совпадает с так называемым «кризисом семи лет»: переломным моментом в развитии ребенка, который сопровождается существенными физиологическими и психологическими изменениями.

Осанка – это понятие о привычном положении тела человека в пространстве. Это один из показателей здоровья: в культурах всех народов считается, что здоровый человек должен быть стройным и подтянутым. Прямой позвоночник, красивая осанка, подтянутые мышцы спины – гарантия правильной работы всех органов и хорошего обмена веществ.

1. Наращивать ребёнку «мышечный корсет». Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры.

2. Постоянно следить за тем, как ребёнок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится.

3. Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом, школьной партой. Ребёнок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору.

4. Следить, чтобы у ребёнка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.

5. Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жёстким, подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно свободно вытянуть. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жёсткая постель.

За горизонтальным столом ребенку просто приходится сидеть согнувшись, даже если ему постоянно напоминать о том, что надо выпрямиться. Стол для письма должен быть обязательно наклонным, лучше с регулировкой угла в диапазоне 10–20°. По ширине, достаточно 60–75 см для письма. Очень важно, чтобы стол соответствовал росту ребенка не только в момент покупки, но и в процессе его подрастания. Поэтому выбирайте школьную мебель с регулировкой по высоте. Соответсвующая модель производится компанией «ОТЛИЧНО».




Дизайн раздевалок в детском саду

Дизайн раздевалок в детском саду

Дизайн раздевалок в детском саду

Дизайн раздевалок в детском саду

Дизайн раздевалок в детском саду

Дизайн раздевалок в детском саду

Дизайн раздевалок в детском саду

Дизайн раздевалок в детском саду

Похожие новости: